Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Shadowed Cars
Пятница
26.4.2024
01:54
Приветствуем Вас, Гость ВходРегистрацияГлавная
Меню сайта
С нами по пути
Марки
Статистика
Главная » Статьи » Статьи

Луноходная соната

Луноходная соната

 

Москва, будний день, Павелецкий вокзал. В ожидании электрички в сторону Ступино на платформе толпится стайка тинэйджеров. Кто же они? Малолетняя банда, злостные прогульщики и хулиганы? Нет! Невероятно, но они едут… кататься на автобусе. Одном-единственном ЛиАЗе 677 в Московской области. Ради этого они преодолеют 160 километров с камерами наперевес в набитом дачниками электропоезде. Ради этого они потратят довольно внушительную по школьным меркам сумму, кучу сил и гору времени. Все это ради того, чтобы еще раз проехаться в собственном детстве…

 

Может ли простой проездной, выданный младшему школьнику, полностью перевернуть его жизнь? Смешно – подумает читатель. Но это – так, и я – прямое тому доказательство.

 

Когда я был учеником второго класса одной из ессентукских школ, нам предложили оформить проездные билеты на городские автобусы. Несмотря на то, что ходили они редко (далеко не каждый день – было и такое), да и ходили они не в тот район, в котором жил я – однако, я все же оформил билет и себе – с раннего детства я научился извлекать максимум из того, что дарует мне окружающий мир. Заимев проездной, я отказался от услуг маршрутных такси, и со временем «подсел» на отечественные автобусы.

 

Ведь было на что! С советских времен в городе катались древние «луноходы» - ЛиАЗы 677-й модели, помнящие и съезды КПСС, и расцвет, и закат курорта. Они застали «развитой социализм», «перестройку», «демократию», они помнят детство тех, кому сейчас и по сорок, и молодость тех, кому под пятьдесят. «Скотовозики» проезжали сквозь всю мою жизнь – с двух лет и по сей день.

 

Советские автобусы нельзя было не полюбить: в их салонах царил какой-то дух, уют, тепло, которого нет в современном пассажирском транспорте. Иногда создавалось ощущение, что в каждом вздохе подгнившего кузова и в каждом ударе «бутылка о бутылку» заключено какое-то послание от железного «свидетеля эпохи». В отличие от современного транспорта, старичок 677 сделан из советского железа, которое не подводило – в отличие от современного «пластмассового» транспорта; в салоне ЛиАЗа не думаешь: «поскорее бы приехать и выпрыгнуть из этой коробчонки», а уходишь в какой-то другой мир, где нет места делам житейским и где нет тех проблем, которые повсюду окружают современного человека. А как мы любили прыгать у него на задней площадке, забираться в проем, ограниченный поручнями, на механизм дверей, сидеть на диванчике и через специальное окно наблюдать за тем, как водитель управляется с железным монстриком… А когда автобус хорошо разгонится по прямой (например, идеально прямым был перегон, по которому я каждый день ездил с занятий на обед, к бабушке), то пассажиры дивана чувствовали, что они не едут – они плывут по далеко не идеальной дороге. На этом трехместном диванчике было лучше всего слышно «луноходную сонату» - тот самый «звук бутылок», за который многие помнят этот легендарный автобус. На 677-м можно было спокойно описать несколько кругов по городу, разглядывая в громадные окна старые Ессентуки – те районы, которые не менялись больше ста лет. Шестой, кольцевой, маршрут проходил прямо через городской лечебный парк – в тени деревьев, мимо источника, грязелечебницы, заброшенных санаториев, оставшихся в наследство от лихих девяностых, мимо моего детского сада, рынка, на котором мы с друзьями после школы покупали хот-доги. Мимо магазина, в котором когда-то ударно трудилась мама, мимо двора, где я частенько прогуливал занятия, мимо той «Волги», которая уже десять лет стоит и не двигается… В отличие от других автобусов – старых западных и еще более старых «Икарусов», они просто не могли взять и остановиться: никто не видел, как ЛиАЗ ломался, и только посвященные знали, как же выглядит парковая машина техпомощи. Многие водители, работавшие на «скотовозиках», отказывались переходить с проверенной советской техники на новенькие автобусы – нередко дело доходило до прямой конфронтации с начальством, а в особых случаях – до увольнения…

 

Но… весной 2006 года в самом городском автобусном парке устроили голодовку: долги по зарплате не выплачивались уже два года и достигли миллиона рублей. Многие сотрудники отказались работать, начались суды и процедура банкротства. Автобусы же попросту… бросили на территории. Сейчас все ессентукские ЛиАЗы не способны к работе: они уже два года как стоят в таком виде, что в большинстве своем не доедут дальше резки. Впрочем, никому они и не нужны: их место в ангарах заняли новенькие «китайчата», купленные на их место. На той же площадке, где ЛиАЗы превращают в чермет, людей практически не бывает: лишь двое разборщиков медленно, но верно превращают эти легендарные машины в металлолом… Но на память о советской легенде на улицах курорта осталась эмблемка, заводская табличка, фотографии и видео – последние следы «свидетеля эпохи»… Которого не заменит никакой современный образец технической мысли – он просто не впишется в пейзаж, в нем не будет тех звуков, того колорита, того неуловимого, что притягивало детей к старичку – ЛиАЗу.  Впрочем, там не будет и тех людей. А кто сказал, что мы плохо жили?




Продолжение тут






Источник: http://shadow-cars.narod.ru
Категория: Статьи | Добавил: BOSS (09.03.2009) | Автор: Андрей
Просмотров: 9800 | Комментарии: 78 | Рейтинг: 4.9/9 |
Всего комментариев: 781 2 3 »
+1  
1 moskvich1970   (10.03.2009 21:41) [Материал]
В Москве они тоже лет семь как исчезли с улиц. Правда, пара цела - передвижные хосписы для раздачи хаванины сраным бомжам и маргиналам из околовокзального электората. На всех тут снимках - слинком современные 677-е - без круглых блюдец задних огней, противотуманных фар и светящихся надписей над дверями. Иными зимами многие автобусы в Москве ходили с намотанными на фасад электрокабелями - батареи говна не обеспечивали пуск в мороз. А к фронтальному листу кузова многие водители часто привинчивали ручки от дверей для того, чтобы без риска упасть с маленьких литых площадочек протирать весьма крутолобые стекла. Частенько водители монтировали в ручках вместо кнопок сигнальные лампочки ПД20, иногда дублируя ими поворотники. Поворотники были белого цвета и висели внизу на фартуках, рядом с противотуманками, а штатные прямоугольные фонари на фронтальном листе появились намного позже. Бывали случаи тюнинга иного толка - бахрома вокруг лобовых стекол, монетки под уплотнителями окна салонной перегородки., и в рамочке, - вместо фамилии шофера, слово "холост". Кассы были двух видов - с колпаком из оргстекла и резиновой лентой, по которой монетки и талончики отправлялись в бункер и с хромированным рычагом, нажать который мог только культурист. Каждое нажатие высерало один билет, наблюдаемый до этого в окошко с хромовой рамкой. Водители частенько просили пассажиров зарядить кассы с лентами новым рулончиком билетов... А еще - в салонах этих автобусов было тепло, что являлось преимуществом перед венгерской продукцией. Ремонтировали их на заводе СВАРЗ, разбирая основательно для окраски. Одбездвиженные кузова мослали балластные тягачи из шасси "ЗиЛ130В" с бетонными чушками, прихваченными к рамам и торчавшей из бамера толстой штангой. Штангу наживляли в проушины автобусов сзади и толкали кузова на сборку по улице Матросская тишина. Чудеса шоферского рейтинга проявляли перегонные водители, вращая баранки автобусов с неработающими двигателями,и, следовательно - усилителями руля. Двери на многих ранних автобусах были остеклены и в нижней части - стой на остановке да пялься на ноги студенток в мини... В жару, вестимо дело всех спасали люки в крыше. Странно, но очень редко в 677-х был исправен спидометр. Охровая и красная колеровка - это поздние варианты, а ранние были полосатыми различных цветов. Все хорошо, но 70 литров бензина на сотню - это много, а двухступенчатый автомат - просто технический курьез...

+1  
2 Андрей (BOSS)   (11.03.2009 08:04) [Материал]
Из той пары цел один - во втором организован склад и место, где бригада службы спит с трех ночи до шести утра. Синий автобус стал донором запчастей для второго.
Хотя, в Москве есть несколько организаций, которые используют служебные 677, штук пять машин еще ездят рано утром.
Ремонтировали много где - в Орехово-Зуево, в Яхроме, на СВАРЗе в том числе...

+1  
3 Игорь (igoz)   (11.03.2009 20:35) [Материал]
2 moskvich1970:
Читая твою "клоподавню",без труда составил твой психологический портрет-таксист из Брат-2. smile
И кто ж тебя,болезного,так жестоко в жизни обидел?А еще что-то про комплексы нам говорил...

+1  
4 Беляев Лев   (13.03.2009 02:32) [Материал]
Игоз тогда уж составь психологический портрет на всех постоянных пользователей сайта !

+1  
5 Беляев Лев   (13.03.2009 02:37) [Материал]
Я помню в детстве они жёлтенькие, потёртые проезжали вдоль Волгоградского проспекта, возле метро Кузьмики. Битком набитые, накренившиеся на левый бок, казалось, что вот вот перевернутся, с потёртой, закопчёной задницей.
И больше всего я любил ездить в них на дачу от Шатуры до Кервы. Моё любимое место было "над колесом" сзади, а самый кайф был забраться на "контролёрское" место пока она добивалась от алкашей деньги за проъезд, и иногда позволяли остаться на их месте.А я сидел, и смотрел с высока на весь пейзаж, проъезжающие и стоящие вдоль обочин машины, и в салон автобуса. Ещё папа иногда сажал меня на запасное колесо, если такое имелось и придерживал, чтоб я не упал, и я смотрел на интересный пейзаж через заднее стекло. Они были жёлтые и белые,в жару еъздили со снятым капотом, и я любил изучать глазами как работает двигатель, с ремнями и вентилятором, и как там всё крутится. В кабине висели всякие погремушки и наклейки с голыми девушками, в одном из них под крышей над двигателем врезали часы от победы, и мне всегда хотелось их иметь.

В Москве ЛиАЗы-677 ещё в начале 90-х отъездились, а в подмосковном городе Шатура к дню области в 2006-м запретили.
Как жаль... Мне хотя бы довелось на них поъездить, и несколько штук сфоткать. В городе Куравское в 2007-м возле вокзала выстроились в ряд 3 677-х, 2 5256, 1 52562 и ПАЗик. Приготовил фотоаппарат, слышу сзади "Клавишу закрывай !"- трём молодым ментам скучно стало, и ни какие рассказы про "исторический кадр" не помогли. С мусорами не поспоришь, ОБИДНО....
Больше я такого не видел, да и врятле увижу.

Однажды в летний, жаркий день, когда мы ехали с мамой на дачу, в салоне запахло жёной резиной, и показался светло серый дым за окном. Детки и бабки закричали "пожар!". Я не на шутку перепугался так как не так давно на моей памяти в новостях много раз говорили про аварию в Москве когда в 1993-м году, если я не ошибаюсь, КАМАЗ задел бензовоз, бензин вылился, загорелся и сгорели два троллейбуса, один автобус и пятьдесят человек заживо.
Наш автобус остановился, вылезли люди, водитель что то поковырял, при спустил воздух в шине, и сказал "как нибудь доъедим". И мы потихонечку доплелись один километр, и благополучно доъехали до моей остановки. Он потихонечку поъехад дальше слегка попыхивая дымом от правого заднего колеса.
Весной 2008-го года возле станции Лианозово я встретил ремонтный, жёлтый с красным переделанный под техпомощ 1991 г.в. с надписью 7АП, с номером АС76077 и одним уцелевшим сидением за водителем.
Слава богу у меня был с собой фотоаппарат, я сфотографировал его вдоль, и поперёк и даже изнутри, жаль,только капот постеснялся открыть.
Похоже только тогда его водитель понял, какая это редкость.


+1  
6 Вадим Игоревич Моисеев   (13.03.2009 13:27) [Материал]
кстати говоря последние московские ЛиАЗы 677 ходили по 721-ому маршруту первого автобусного парка, на юго-западе москвы...

+1  
7 Андрей (BOSS)   (13.03.2009 14:05) [Материал]
Самый последний линейный - 07235, 7 автобусный парк, САО, перестал летать в 2005, сохранен на территории другого парка
Самый последний работающий - техпомощь 07867, тоже 7 парк, еще ездит

+1  
8 Беляев Лев   (13.03.2009 14:17) [Материал]
Ты про мою техпомощ №АС76077 ?

+1  
9 Андрей (BOSS)   (13.03.2009 14:35) [Материал]
Она такая одна smile

+1  
10 Андрей (Eidur)   (13.03.2009 15:33) [Материал]
Как-то так получилось, что в детстве я мало катался на 677-х. В Сокольниках я помню их только на 239-м маршруте. Мне по нему некуда было ездить. А в другие районы я в детстве мало выбрался. А если и приходилось где-то ездить на автобусах (в основном, от м. Юго-Западная, маршрут 511, потом он стал 611), то там почти всегда ходили Икарусы-280 и 283. А на маршруте №40, на котором я ездил в школу, в основном в то время ходили новые красно-белые угловатые Мерсы. Хорошо помню, как они стали появляться. Год 97 вроде это был. Высокие спинки сидений, крутые ступени, большая блестящая эмблема на капоте...Исчезли они с 40-го маршрута так же внезапно, как и появились.
На ЛиАЗах-677 я вдоволь покатался в г. Евпатория. Первый раз я поехал туда в лагерь в 2004 году. К тому времени из Москвы скотовозы уже стали постепенно исчезать. По приезду в Евпаторию, я увидел на вокзале три автобуса и один микроавтобус, которые должны были отвезти нас, пионеров, в лагерь. Это были два ЛАЗа-695Н и один ЛиАЗ-677. Микроавтобус - РАФ-2203 - предназначался для транспортировки нашего багажа.
И вот, вся толпа давно расселась по машинам, а я все стоял и выбирал, куда же забраться: хотелось одновременно проехаться и в ЛАЗе, и в скотовозе, и даже в РАФике, доверху набитом чемоданами. Все-таки остановил свой выбор на ЛиАЗе. Про него надо поподробнее рассказать: это был не просто скотовоз, это был чистый ЛиАЗ-677, без всяких букв, выпущенный в середине-конце 70-х годов, с круглыми задними фонарями, кузов был белого цвета, с красной полосой по боку. В то время он был приписан санаторию под названием Mpiя. Как переводится сие украинское слово, я тогда еще не знал. (То, что это "мечта", я узнал только летом 2008, встретив и заинтересовавшись одноименным самавто из района Богородское.). Как потом оказалось, это был единственный в Евпатории 677 с круглыми фонарями. Все остальные были уже поздними, в основном, в желтом, желто-зеленом и бело-зеленом окрасе, с квадратными блок-фонарями, и квадратными поворотниками спереди. И состояние у них было на много более ушатанное, чем у бело-красного. В ту смену я еще не раз катался на нем. А когда смена подошла к концу, на вокзал нас повезли уже три ЛАЗа, так как 677 был занят другим пансионатом. В 2006 году я снова поехал в тот же лагерь, и увидел знакомую мордашку еще из окна вагона. ЛиАЗик все еще в полном здравии, хотя внешний вид у него немножко ухудшился. Ксожалению, у меня тогда не было ни фотика, ни мобилы с камерой, поэтому фоток его у меня нет. Где-то год назад видел его фотографии на фотобасе...

+1  
11 Вадим Игоревич Моисеев   (13.03.2009 16:55) [Материал]
не надо, может в седьмом парке то они и были и есть, но техничка и у нас ещё ходит, у меня видос где то был, года 2007-2008, я обгоняю на оке лиаз 677, я буду домая выложу, напомните только, он у нас до сих пор трудится...и бд есть 677-ой

+1  
12 Андрей (BOSS)   (13.03.2009 18:22) [Материал]
Машина техпомощи первого парка списана этим летом

+1  
13 Павел Блинов (panzermehaniker)   (13.03.2009 22:15) [Материал]
ЛИАЗы у нас до сих пор используются. г.Рыбинск Ярославская область.

+1  
14 Беляев Лев   (14.03.2009 02:02) [Материал]
BOSS ты лично фотографировал "мой" ЛиАЗ №АС76077 ?

+1  
15 Андрей (BOSS)   (14.03.2009 07:43) [Материал]
Я не фотографировал, а вот кое-кто из френдов ловил его, причем не раз smile

+1  
16 Виктор (golder)   (14.03.2009 10:04) [Материал]
Как близки мне вещи описанные в статье.
У нас 677ых 2 штуки осталось.
Оба автобуса возят рабочих , на городские маршруты не выходят.

Но это не проблема и много раз, просто ради удовольствия , того неповторимого чувства ,которое ощущаешь в Лиазе я катался на нём по городу .
Люди в автобусе которых он везёт на предприятие с недоумением смотрели на меня и удивлялись зачем я езжу туда и обратно.

Водитель же понятливый мужик, за 20 рублей, а потом и бесплатно пускал меня просто поездить с ним .
Автобус хоть и стоит на балансе Патп, но запчастей для него нет, сыпется всё потихоньку,
но водитель мужик рукастый и чисто из принципа или из каких либо других побуждений не соглашается на замену автобуса.

Ещё есть второй Лиаз , но на нём я не ездил, потому как он ходит рано утром и поздно вечером.
Состояние в целом у него оч хорошее, думаю долго поживёт ещё.


+1  
17 Сергей (Renogor)   (14.03.2009 17:52) [Материал]
Кто там спрашивал про 07867 (он же АС 760 77)? Ну я допустим его не так давно фоткал... smile

+1  
18 ST@LKER   (15.03.2009 21:42) [Материал]
бос,дык вроде 677 кое где выпускают !почему их нет тогда?

+1  
19 Андрей (BOSS)   (16.03.2009 14:43) [Материал]
Выпускают новые кузова, да и те вроде недавно перестали. В Конаково ездят машины с новыми кузовами, например

+2  
20 stalker   (18.03.2009 21:40) [Материал]
Красивые автобусы раньше были!а сейчас чем новей,тем уродливей

+1  
21 DEN   (20.03.2009 07:02) [Материал]
А причём здесь Икарусы, ЛАЗы, РАФы, МАРЗы и Volvo(статья про ЛиАЗ)

+1  
22 Андрей (BOSS)   (20.03.2009 08:43) [Материал]
При том, что гикнулись и они - предприятие не ограничивалось 677ми

+1  
23 илья   (22.03.2009 20:41) [Материал]
в солнечногорске они перестали ходить в 2006 году

-1  
24 stalker   (23.03.2009 22:56) [Материал]
я сегодня видел 677

+1  
25 stalker   (24.03.2009 21:21) [Материал]
сегодня еще один

+1  
26 москвич 1955   (27.03.2009 17:08) [Материал]
да классный был автобус... правда бензина лопал немеренно и загрязнял атмосферу ну примерно как с десяток нынешних фордов транзитов..мне такой скотовоз въехал в заднию часть машины причём толкая перед сабой ещё одну машину. оказалось автобус угнали слесаря из ремзоны, что бы сьездить за водкой, благо управлять им было не сложно. тронуться с места с коробкой автоматом просто, а вот остановиться им сразу не удалось. а какое распространение получили сейчас коробки автоматы,просто здорово!

+1  
27 Андрей (BOSS)   (27.03.2009 19:21) [Материал]
москвич 1955, прошу показать мне Форд Транзит, расходующий 4-5 литров АИ 92 на сотню smile
ЛиАЗ 677 - это машина не ОМВ, а БВ, и их тем более нельзя сравнивать.
А тормоза у них хорошие, зря вы так. Не так давно смотрели машину, в которую вписался автоурод - у него тормоза оказались хуже smile

+1  
28 Лев Беляев (л1988мо)   (27.03.2009 21:05) [Материал]
"...Мне такой скотовоз въехал в ЗАДНИЮ часть машины причем толкая перед САБОЙ..." - не много ли ошибок для знатока грамматики, упрекающего "квасного патриота Льва Беляева" в незнании русского языка?
Москвич 1970

+1  
29 москвич 1955   (02.04.2009 10:29) [Материал]
так речь то не о расходе, а о выбросе и не о тормозах, а том что ребята забыли об особенностях автомата, что надо давить на тормоз на светофоре. и ещё... никогда не надо вешать ярлыки , типа автоурода. жизнь полна неожиданностей, особенно дорожная, и невольно ты сам можешь оказаться этим самым... и для м1970...я лично ни кого не упрекал в неправильностиписания, это не ко мне.. и вообще ... по моим наблюдениям., когда нечего сказать по существу, а укатропупить хочется человека, начинают со словарём читать... ведь для чего нам даден язык и письменность? да чтоб мы понимали друг друга... что плохо доходит когда в ЗАДНИЮ? хотя глаз режет- согласен

+2  
30 moskvich1970   (02.04.2009 23:03) [Материал]
Для профессионального шофера - грамотность на уровне захудалой провинциальной автобазы. Речь о том, что другие "профессионалы" въехали в жопу профессионалу(и любителю автоматов), остро ув.М1955, для которого вся дорожная обстановка до сих пор является неожиданностью... Давайте оправдывать все дерьмо, происходящее совершенно неожиданно на дороге по вине профессионалов под беленькой! Жизнь под звон стаканов!

1-30 31-60 61-72
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Shadow-cars. eXtra
Special
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Другие марки
© 2007-2024, Авторы материалов и администрация сайта
Сайт оптимизирован для Mozilla Firefox v.3.0 и выше. Работает на платформе