Однажды в июне 2005 года, когда мне было 16 лет, в посёлке Керва под Москвой я с мамой возвращался с прогулки из лесу. Я решил пройти не по дороге, а за гаражами. В безлюдном месте я увидел припаркованный к заброшенному цеху синий "запорожец" ЗАЗ-968М с чёрными номерами. Немного дальше возле следующего такого же цеха стоял очень редкий запорожец ЗАЗ-966ВБ2 ("ушастый") 1971 года выпуска, белого цвета, без номеров, с круглыми задними фонарями. "Неужели это он?" подумал я, ведь за последние 2 года "ушастых"я видел всего лишь 2 штуки. Я подошёл к нему, заглянул в салон. Внутри было чисто, салон красиво отделан коричневой кожей, из-под "раскосой" панели на которой было всего 60 тысяч км, торчал чёрный руль как у 407 "Москвича" с круглой кнопкой посередине, с гордой, серебряной надписью "ЗАЗ". Кузов был в идеальном состоянии, без коррозии, на концах воздухозаборников стояли хромированные декоративные планки. На заднем сидении лежал цветной журнал. На обложке его я прочёл:"ЗАЗ 968 А,Б." Я загадал, что этот журнал, (а возможно и машина) станет моим. Я решил, поскольку машина стоит за гаражами, она мало нужна своему хозяину, и возможно он не против расстаться с ней долларов за сто, за двести. Много разных местных знакомых я спрашивал, чей это автомобиль? Ещё несколько раз я приходил навещать его, но рядом не у кого было узнать про него. Наконец совершенно случайно узнал от бабы Ани, с которой знаком с детства, что этот автомобиль купил её внук женя (мой ровесник)в прошлом году за тысячу рублей. Я попросил передать ему, что с документами, куплю его за 3 тысячи рублей, но видимо до него эта информация не дошла. Я решил приклеить к "Запорожцу" объявление, что собираюсь его купить, но пока уехал на 3 недели в Москву. 31 июля я снова навестил белый ушастый запорожец, когда шёл снимать с видеокамерой фильм "в заброшенных цехах". Что-то недоброе с ним приключилось, я почувствовал ещё с 50 метров из-за деревьев. Подойдя ближе, я увидел ужасное: задние фонари разбиты, воздухозаборники оторваны, по бокам - глупые надписи желтой краской, крыша вдавлена, в ней стояла дождевая вода. Двигатель валялся под машиной. В салоне всё было перевёрнуто, на полу отдельные детали от двигателя развороченное сидение валялось на прежнем месте, панель приборов вывороченная висела на проводах, кнопка сигнала с эмблемой ЗАЗ расколота, как будто по ней били молотком, и нацарапали "Женя". Странно, что стекла не побили. Я очень расстроился, мне даже стало тяжело дышать, как будто умер мой товарищ. Я подобрал осколки от задних фонарей и положил с собой в походную зелёную сумку от противогаза. И уже в Москве восстановил и склеил из осколков фонаря, правда нескольких фрагментов не доставало. 20 августа я пошел на прогулку в лес и снова подошел к "Запорожцу". Попробовал открыть дверь справа, и замок подался. Я потянул дверь - она открылась и неожиданно провисла, так как была отвинчена от петель. Я сел на переднее сиденье пассажира и попытался выковырять кнопку сигнала с эмблемой "ЗАЗ", но понял, что ее легче аккуратно отвинтить. Я собрал вывинченные лампочки с пола, откусил кусачками провода, на которых висела панель приборов, и вспомнил о том, что сзади лежал журнал. Под перевернутым задним сиденьем я нашел журнал без обложки. Я взял его и еще 3 страницы, в которые кто-то завернул промасленные запчасти. Я положил в сумку отвинченные мною детали и вылез из машины. Когда закрыл дверь, она вовсе отвалилась. Отковыряв разбитую эмблему с крышки капота отверткой, которую я нашел там же, на капоте, сложил мелкие осколки в маленький пакетик, чтобы после склеить, прислонил дверцу к автомобилю и пошел домой. Рядом в кустах я нашел "ушко" - воздухозаборник - и тоже взял с собой. Поскольку я набрал уже больше 10 кг запчастей, включая громоздкое "ушко", в лес дальше я уже не пошел. Вечером я вернулся, чтобы взять отвалившуюся дверь с целым стеклом, но дверь уже стояла на своем месте. Я понял, что объявился хозяин. Мне повезло, что я не встретился с ним, пока сидел в машине, и больше ничего откручивать не стал. Принес в дом журнал и уже 10 января 2006 года тщательно реставрировал его, потратив на это очень много времени, даже написал про это свою первую статью и тогда же вклеил на последнюю страницу журнала. Весной 2006 года я проходил мимо тех гаражей, но "Запорожца" там уже не было. 24 июня, опять по дороге в лес в ту же сторону, я случайно увидел его в километре от предыдущей стоянки на пожарной полосе под высоковольтной линией . Он лежал на куче земли на боку, похоже, придавленный бульдозером, без дверей, без крышки капота, с выпиленной крышей, с подвеской и с колесами. Сиденья с бензобаком валялись снаружи. Как ни странно, кому-то пришло в голову открутить руль с торпедой. Присмотревшись немного к этим останкам, я понял, что брать уже нечего, открыл крышку багажника, подкапотное пространство было оранжевого цвета, возможно, когда-то сам "Запорожец" изначально был таким. Шильдик висел в идеальном состоянии, и я бережно открутил его с четырех шурупов. Недели через две мы с другом Славой аккуратно отвинтили горизонтальную решетку радиатора, которая стала третьей аналогичной по счету в моей коллекции. Еще через несколько недель я пришел туда с набором инструментов, отвинтить то, что осталось от задних фонарей, и фотоаппаратом, чтобы наконец запечатлеть его для истории, но оказалось, что и его, и красный "ЗАЗ" 968-м 1981 г., и зеленый "Москвич люкс", и белый "ПАЗ" 672-М, который я помнил с детства на том самом месте, и обгоревший "ушастый", у которого шильдик буквально рассыпался в руках, - все уже забрал "черный кузовок". Как-то, прогуливаясь вокруг соседнего брошенного недостроенного цеха, где раньше стоял "мой" "Запорожец", я обнаружил сначала немятую дверь от него, хоть и без стекол. Там же нашел голубую "копейку" с отпиленной крышей, перевернутую вверх днищем, которую мне не хватило сил перевернуть, чтобы принять в коллекцию шильдик, к тому же это все было в зарослях крапивы до ушей. Обычно "Жигули" с крыши я переворачиваю без проблем. Дальше, за углом цеха, я обнаружил двигатель, который смотрел поршнями в небо, похоже, от того самого "Запорожца". Хотел было погрузить его на тележку и отвезти к себе на дачу, но так и не дошли до этого руки. В тот же день я взял дверь от "Запорожца" и пошел "на выход". Возле гаража тусовались местные молодые маргиналы и забавлялись, мучая белую "шестерку" с нарисованными черными, якобы гоночными, полосами, без бампера, газуя, гоняли двигатель на высоких оборотах и думали, что очень крутые. (Через год я обнаружил то, что осталось от этой "шестерки", на том же месте, где закончил свои дни "Запорожец", без колес, без капота, багажника, лобового стекла и , как ни странно, без шильдика.) За мной с интересом наблюдали, старший из компании крикнул мне: "Ты куда это тащишь?" Я ответил: "А на фиг она кому нужна?" Он сказал: "Положи на место, откуда взял". Пришлось послушаться, так как их было четверо, а я - один. Скорее всего, это они же "убили запорожец". Сколько же зла выместили на этот несчастный маленький "запорожец", какие же сволочи там живут! Погубили один из представителей шедевров отечественного автопрома. А я постарался хоть как-то увековечить память о нём, хотя мог бы сделать и больше и очень сожалею, что не сфотографировал ни до, ни после вандализма.
Эмоциональный рассказ. Автор - Лев Беляев одушевил кучу металла, тогда как всякий прошел бы мимо. Неравнодушие, человечность и доброта автора очевидны. Спасибо. Удачи. Продолжай писать и совершенствуйся в стиле изложения.
Душевная статья. Это не люди, а бесчеловечные твари без каких либо понятий. Да поможет им бог скорее сдохнуть поганой мучительной смертью как последним отбросам.
Знаю много подобных историй, друг у меня тоже также наблюдал за забытым Газ69 , при первом факте вандализма тупо забрал и закрыл его у себя в гараже. Позже он его продал человеку который восстановил его в идеал, сделал документы и машина обрела 2 ю жизнь.
Как жаль что подобных положительных случаев очен мало.
Убей маргинала - спаси чермет...Хорошо,что настал кризис и чермет подешевел, может, меньше вандализма будет. Кстати-мэрия Москвы собирается сократить социально незначимые программы, может теперь спадет пыл воровства чужого имущества на колесах?
У меня было несколько похожий историй...и тоже с Запорожцами. Расскажу кое-что. Ретроавтомобилями начал бредить лет с 5-6, и всегда особая тяга была к Москвичам 408-412. В районе в то время было много ретроавтомобилей, и прямо у моего дома стояли ИЖ-412ИЭ, ЗАЗ-968М и ЗАЗ-968. Все в призрачном состоянии. И именно с этого 412 (было мне тогда лет 10-11) я попытался снять свой первый шильдик, Москвич412 с крышки багажника. Но, естественно, ничего у меня не получалось, шильдик благополучно сломался в нескольких местах, на память о нем осталась только буква "С". Однажды, когда мы играли около машины с другом, из подъезда напротив выбежал какой-то хач и стал орать, что даст нам пи...в общем, что-то даст, что именно, в то время я не понял, но его крик не предвещал ничего хорошего нашим задницам. Поэтому мы решили не подходить больше к Ижу, и бросить свои силы на мыльницу, стоявшую аккурат напротив 24-отделения милиции. Как ни странно, ментам было пофигу на двух пи*дюков, старательно драивших салатовый кузов Запорожца тряпками, смоченными в луже. И поэтому мы по праву считали ЗАЗик своим. Никаких серьезных планов на машины со двора у нас тогда не было, да и какие могли быть планы на какие-то машины, для нас тогда велосипед "Аист" был самой большой радостью в жизни. Года через три все эти машины повывозили, да и мы уже были не в том возрасте, чтобы безнаказанно шариться по чужим автомобилям, пускай и старым (14 лет, как никак уголовная ответственность наступает). Именно тогда я загорелся идеей купить москвич или Запорожец, но поскольку о машине в городе не было и речи, единственный шанс воплотить мечту в реальность была покупка машины на даче. И поэтому, едва приехав на дчау, я стал искать то, ради чего, собственно и приехал. Однажды, когда я ехал на своем любимом "Аисте", мне навстречу промчался обалденный ушастый Запорожец лимонного цвета. А потом этот Запорожец я снова увидел на даче\ном базаре и получше рассмотрел: автомобиль был в прекрасном состоянии внешне, родная краска, хром блестел, как яйца у кота. Салон был из ярко-бордового кожзама (как сейчас у меня на 408ИЭ), на капоте, а точнее на багажнике - ярко-красная эмблема с буквами ЗАЗ! В общем, машина произвела на меня неизгладимое впечатление, и я решил во что бы то не стало приобрести ее. В тот день я не стал искать хозяина, за что потом долго еще бил себя головой об стенку. Так как через несколько дней мы с приятелем нашли этот ЗАЗ на окраине дачныз участков, у дальней палатки. В традиционном для таких случаев состоянии: стекла были выбиты, все кузовные панели мятые, эмблема снята, колеса проколоты и, что меня больше всего поразило, - изрезаные ножом сиденья. Минут 10 я тупо смотрел на него и не мог понять, что происходит и вообще как ТАКОЕ могло случиться??! Потом, будто очнувшись, подошел к машине и присоединился к приятелю, который трудился в поте лица, с азартом откручивая красный катафот с задней панели.И тут же, как только я взялся за катафот, откуда нивозьмись выбежало лысое существо и майке. Первый его вопрос "Мне что, нож взять?!" привел нас в ужас. Мы уже мысленно попрощались с жизнью и приготовились погибнуть от руки маньяка, как из его уст прозвучала вторая часть вопроса: "И проткунть им шины ваших сраных велосипедов?". Представьте, какова была наша радость, когда мы узнали, что убивать нас все же никто не собирается. Естественно, мы быстро извинились, сели на велосипеды и помчались оттуда со скоростью...велосипеда "Аист", не буду тут ничего преувеличивать. Так в то лето я и не приобрел себе никакого 4-колесного транспорта. Приехав следующим летом на дачу, я пошел гулять в поле. И в высокой траве заметил какие-то железки, подошел поближе и узнал того самого лимонного ушана. Узнать его было сложно, т.к. от него остался только голый кузов, и тот горелый. Даже нечего было снять на память. В то время я еще не знал о "ценности" заводских табличек, предпочитая им эмблемы и шильдики. Летом 2008 я приехал на дачу с твердым намерением проверить кузов на наличие "ягоды", но увы: на том месте, где в высокой траве лежали останки желтого, мирно колосились какие-то злаковые культуры...
...нет повести печальнее на свете, чем кузова, подохшие в чермете! КОПИРАЙТС-НА! Вот лет 15-10 назад, когда массово мёрли слоны и 65-е зазы, все было гораздо интереснее. Их детали мало кому подходили и можно было принимать в дар целые, процентов на 80-90 комплектные автомобили. А из шильдиков интереснее всего те, в которых много всяческих совпадений. Давным-давно попался и мне шильдик от слона 1948 года с номером шасси 8077 и (!) кузова 8000 а двигателя 48 10000. И не нужен,вроде, на хрен, и храню как память о славных временах. Прелесть этого шильдика в том, что он дает уникальную возможность суждения об объемах выпуска модели 400/420 в довольно ранний период. Моторов - на 2000 штук больше,чем кузовов, а шасси больше ,чем кузовов на 77 штук. Все очень просто - именно в 48 году были запущены в серию деревянные слоны 422 и с того периода расхождения в номерах кузовов, шасси и двигателей стало разниться сильнее. А моторы пошли на сварочные агрегаты, мотопомпы и пускачи для первых реактивных самолетов МИГ15...
Печальный рассказ...Я живу в гопничьем районе Петрозаводска,недалеко от цыганского посёлка,и,к сожалению,подобные истории для меня не редки.В 2001 гопники на моих глазах разнесли в вдребезги Зазик 966, в 2004 они уничтожили десяток Москвичей,и пару зазиков,уже в 2009 году какие-то отбросы испоганили Заз 968 м.Это только то,что смог вспомнить...Список,увы,не закончен..
А вот и моя история. Когда я был еще 9 летним пацаном(т.е.9 лет назад),в соседнем дворе стоял ЗАЗ-968 зеленого света.Я сначала мало его замечал,но потом,когда хозяин принялся его намывать,решил подойти. Познакомившись с хозяином,я выяснил,что ему 32 года,зовут Сергей,а ЗАЗик ему подарил дед.Сергей оказался хорошим человеком,а машина хорошим другом. Мы общались очень долго,в 13 лет он посадил меня за руль ЗАЗа и начал учить вождению.Так я научился ездить. В 15 лет,сильно полюбив этот ЗАЗ,а также узнав об отъезде хозяина навсегда,я предложил ему продать его мне.Но Сергей не согласился.Он просто подарил мне его.Я был очень рад.Загнав машину в гараж,я полностью перекрасил её со своим дедушкой,перебрал ДВС(в основном дед),отполировал бампера.Теперь это был шикарный ЗАЗ-968 цвета хаки с идеально отполированными бамперами и отличным двигателем.Через месяц я перебрал ходовую.Запорожец ожил. Когда мне стукнуло 17,дед с моего подъезда предложил мне поменять мой ЗАЗ на его ВАЗ-21037 80г.в.Я согласился.А зря.Его машинка конечно тоже супер,но не прошло и месяца,как он разбил ЗАЗ где-то в лесу. Ехал он с 2 друзьями домой с охоты.Был дождь.Их занесло и бросило в кювет.Машина спасла их ценой своей жизни.От неё осталась лишь груда металла,заросшего мхом и травой. Очень обидно...
Экспортный вариант ВАЗ-2103.Так даже в документах написано. Изменения: Ручка КПП короче базовой,подвеска выше,бампера от ВАЗ-2106 и двигатель объёмом 1.6 с 92 л.с.
Да,это действительно правда.Двигатель после кап ремонта,ходовая отремонтирована.В данный момент меняю обивку салона,восстанавливаю кузов и готовлю его к покраске.
Я вот сам например хотел купить М403 у парня, во дворе которого он стоял. Но тот отказался. Потом я пришёл к этому Москвичу, глянул в салон, торпеда была исписанна чёрным маркером, цельное переднее сиденье сломано, разбиты задние фонари. У меня возник главный вопрос. Зачем? Но он сказал мне на днях то что собирается продать его мне летом. Тогда нахера он его испортил? Конечно я его всё равно куплю, но мне не понять, зачем портить технику, которой почти не осталось. К тому же, можно продать не нужный ретро автомобиль знающему человеку, который будет его ценить!